четверг, 21 сентября 2017 г.

ОП РФ: полный запрет на изъятие жилья у добросовестных приобретателей по искам властей не обеспечит защиту прав данной категории граждан








Andrey_Popov / Shutterstock.com







С 2015 года Министерства экономики России разрабатывало закон о защите прав добросовестных приобретателей, жилье которых было истребовано по искам властей. Основаниями для подачи данных исков являются факты обнаружения незаконности выбытия жилых помещений из государственной либо муниципальной собственности в следствии нарушений, допущенных при приватизации жилья либо оформлении в личную собственность выморочного имущества.

Первоначальная версия законопроекта, подготовленная министерством, предусматривала:


запрет на изъятие жилого помещения, выбывшего из владения РФ, субъекта РФ либо муниципального образования, от гражданина – добросовестного приобретателя, для которого оно на момент предъявления иска является единственным, даже в случае выбытия указанного помещения из владения публично-правового образования кроме его воли либо безвозмездного его приобретения;

выплату компенсации тем добросовестным приобретателям, для которых спорное имущество не является единственным;

распространение норм о выплате компенсации за изъятое имущество на лиц, лишившихся жилья до их вступления в силу.


В ходе рассмотрения проекта в нулевом чтении в Общественной палате РФ 2 декабря 2016 года специалисты обозначили ряд недостатков проекта.

В государственную думу соответствующий закон
1
был внесен 8 августа этого года. Потому, что его текст значительно отличается от первоначального, 19 сентября в ОП РФ состоялось повторное нулевое чтение по проекту.

Ознакомиться с массивом судебных решений об истребовании имущества от добросовестных приобретателей возможно в
Энциклопедии судебной практики
интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите бесплатный доступ на трое суток!
Получить доступ
Обновленная редакция законопроекта предусматривает введение полного запрета на истребование жилых помещений, выбывших из владения РФ, субъекта РФ, муниципального образования от добросовестных приобретателей – его предлагается закрепить в ст. 302 Гражданского кодекса. Положений о выплате какой-либо компенсации либо обеспечении иного возмещения лицам, уже лишившимся жилья, в нем не содержится, не смотря на то, что необходимость соблюдения прав этой категории граждан легла в базу поручения Главы Российской Федерации о подготовке предложений по совершенствованию правовых механизмов защиты добросовестных приобретателей, приватизировавших жилье, при предъявлении властями виндикационных исков (подп. "б" п. 3 списка поручений от 9 августа 2015 г. № Пр-1610). О том, что закон подготовлен конкретно во выполнение данного поручения, говорится в пояснительной записке к документу.

Также к минусам законопроекта специалисты отнесли понижение уровня защиты государственной и муниципальной собственности, поскольку в случае его принятия власти и местного самоуправления не смогут обращаться в суд даже в тех случаях, когда имущество выбыло из их собственности в следствии действий настоящих мошенников.

Так, смысла в принятии поправок, предусматривающих лишь защиту "на будущее" и ограничивающих принцип, закрепленный в конституции равенства всех форм собственности, нет, тем более что количество обращений граждан по поводу истребования у них квартир стабильно уменьшается, отметила помощник секретаря ОП РФ
Лидия Михеева
. На судебную практику по данной категории дел повлияли и вынесенные в пользу россиян решения ЕСПЧ, и прямое указание ВС РФ на необходимость соблюдения публично-правовыми образованиями в лице уполномоченных органов установленных законодательством сроков исковой давности (п. 4 Распоряжения Пленума ВС РФ от 29 сентября 2015 г. № 4). Другими словами исков в отношении, к примеру, квартир, право частной собственности на которые оформлено 15 лет назад, не должно быть в принципе.

Одновременно с этим растет число случаев истребования земельных участков, которые много лет назад были выделены гражданам и организациям с нарушением норм земельного, строительного и природоохранного законодательства. Лидия Михеева выделила, что законодатель уже внес предложение метод решения проблемы добросовестных приобретателей земли, приняв так называемый закон о лесной амнистии (закон от 29 июля 2017 г. № 280-ФЗ). Им, например, предусматривается – для земельных участков, права на которые появились до 1 января 2016 года – приоритет сведений о категории земельного надела, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости либо правоустанавливающих документах на участок, а не в государственном лесном реестре либо лесном замысле субъекта РФ (ч. 3 ст. 14 закон от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ в новой редакции). Помимо этого, установлено, что граждане, права на земельные наделы которых прекращены на основании судебных решений, вступивших в законную силу до начала действия закона о лесной амнистии, в связи с тем, что данные объекты находятся в границах лесничества либо лесопарка, вправе требовать судебного признания своих прав на них (ч. 5 ст. 10 закона от 29 июля 2017 г. № 280-ФЗ). Другими словами речь заходит практически о пересмотре вступивших в законную силу судебных решений, соответствующие иски бывшие обладатели участков могут подать до 11 августа 2018 года.

Аналогичным образом должны быть защищены права добросовестных приобретателей, а таковыми являются все граждане, которые проверили информацию об объекте недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости и не заметили там никаких обременений и ограничений применения, земельных участков, находящихся в пределах водного фонда, природоохранных территорий и др., уверена Лидия Михеева.

Специалисты ОП РФ уверены в том, что вместо ненужного внесения изменений в ГК России нужно обеспечить своевременное выявление органами власти и местного самоуправления, ведущими реестры принадлежащего им недвижимого имущества, фактов незаконного владения публичной собственностью, и проведение органами Росреестра полноценной правовой экспертизы перед регистрацией права на недвижимое имущество, перехода либо ограничения этого права, и обременения имущества. Напомним, госреестр должен содержать данные, разрешающие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права и основание его происхождения (ст. 8.1 ГК России).

Наряду с этим ОП РФ будет добиваться выплаты добросовестным приобретателям, которые уже лишились своего имущества, полноценной компенсации публично-правовыми образованиями, в пользу которых истребованы объекты недвижимости. Это послужит для последних стимулом к установлению конкретных чиновников, по вине которых имущество неправомерно выбыло из муниципальной либо гос собственности, и привлечения их к ответственности.

Кстати, положение о выплате компенсации бывшим собственникам изъятого имущества еще может быть включено в закон Министерства экономики России. Как отметила начотдела применения федеральных земель министерского Департамента недвижимости
Анастасия Бацева
, решения по этому вопросу пока нет.

Ведущий советник аппарата Комитета Государственной думы по госстроительству и законодательству
Екатерина Бадулина
со своей стороны подчернула, что мнение ОП РФ о необходимости защиты прав добросовестных приобретателей не только жилых помещений, но и земельных участков, и иного недвижимого имущества будет учтено при рассмотрении нижней палатой парламента указанного законопроекта.

Комментариев нет:

Отправить комментарий